Медь в музыкальных инструментах

Самые древние музыкальные инструменты, созданные из медных сплавов – ассирийские бронзовые тарелки, возраст которых более трех тысяч лет. Немного моложе китайские бронзовые колокольчики и медные трубы (2200 лет назад).

Традиция литья колоколов из бронзы сохранилась до нынешнего времени. Чемпионы среди колоколов: крупнейший действующий «Колокол мира», установленный в 1999 году в Ньюпорте, Кентукки, США (высота  – 3.7 м, вес – 30 т) и самый большой колокол – «Царь-колокол», отлитый в России в 18 в. (высота – 6,24 м, вес – 200 т). Царь-Колокол на 84,5% состоит из меди. Он был поврежден и никогда не использовался по прямому назначению. Сейчас находится в Московском Кремле.

В Европе медь была впервые использована древними греками при создании медных труб. Кстати говоря, название одной из групп духовых музыкальных инструментов – «медные». Изначально деление на группы происходило по материалам, из которых создавался инструмент. Но на текущий момент, инструменты, относящиеся к этой группе, изготавливают также из латуни и прочих металлов.  Специальный механизм вентилей позволяет извлекать хроматический звукоряд, изменяя  положение губ или силу вдуваемого воздуха. Типичными представителями этих инструментов являются: труба, валторна, туба, тромбон.

Медь часто применяется для оплетки струн таких музыкальных инструментов, как рояль, пианино или гитара в басовом регистре звуков. Обычно материалом для струн является стальная проволока, но на басах требуется увеличить ее сечение – а это приведет к значительному увеличению жесткости. Поэтому применяются стандартные стальные струны, обвитые медной проволокой разного диаметра, одинарной или двойной навивки. Таким образом, добиваются и увеличения толщины струны и сохранения ее эластичности.

Также для оплетки используют другие металлы: медь, латунь, фосфорную бронзу, посеребренную медь, никель и т.д., получая различные тембр звучания музыкальных инструментов.

На сегодняшний момент пользуются спросом барабаны с металлическими корпусами из латуни, меди, анодированного алюминия. Они имеют глубокое звучание и более низкие обертона.

Происхождение выражения «Огонь, вода и медные трубы».

Пройти «огонь, воду и медные трубы» означает пройти жизненные испытания. Аналогичные выражения есть у некоторых других народов, например, англичан. Похожие высказывания встречаются у древнегреческих  и египетских авторов.

В одноименном фильме-сказке А. Роу с испытаниями успешно справляется герой, Вася. В фильме выражение «медные трубы» трактуется традиционно - как испытание славой, «духовым оркестром, встречающим героя». Это не случайно, поскольку многие лингвисты полагают, что происхождение этого выражения имеет военные корни – «…воспоминания об испытании русских воинов огнем орудий и медными трубами славы Отечественной войны 1812 года.»

Однако не все согласны именно с таким толкованием. Например, в словаре В. Даля этот оборот употребляется по отношению к «пройдохам». Ибо второе толкование выражения  «медные трубы» - это ассоциация со змеевиком виноделов, и путь, пройденный человеком сравнивается уже с винокуренным процессом. Естественно, что как характеристика, данный оборот является скорее отрицательным.  

Третья гипотеза о происхождении этого выражения была выдвинута англичанином Гекерторном. Он связывает происхождение выражения с мистериями Древнего Египта. В обряде посвящения использовалось испытание огнем, водой и воздухом, нагнетаемым медным аналогом современной аэродинамической трубы: «…вдруг платформа уходила из-под его ног, холодный ветер задувал его факел, два медных колеса вращались с грозною быстротой и оглушительным стуком, а неофит в это время висел, ухватившись за кольца, над бездонною пропастью…».