Гравировка по меди в XIV-XVIII в.

Медные пластины служили основой для гравюр и офортов средневековых мастеров.

Метод печатания оттиском пришел в Западную Европу с Востока, там его использовали для окрашивания тканей. Метод усовершенствовался и стал употребляться для печати на бумаге. Известно, что уже в 14 в Голландии этот способ использовался для печати карт и картин. Печатники того времени применяли деревянные формы. Металлические клише в тот период, конечно, тоже употреблялись, но достаточно редко. Наибольшим спросом пользовались книги, религиозные изображения и игральные карты. Среди книг лидировала религиозная литература, учебники латыни, календари.  

Техника печати с деревянных клише с выпуклым рисунком.  Доски шлифовались и выверялись на плоскость, на него переносился рисунок или текст, впоследствии режущим инструментом удаляли дерево с пробельных элементов, получая выпуклый рисунок. Далее его нужно было покрыть краской, состоящей из сажи и олифы. Для ее нанесения использовали специальный тампон из прочного плотного материала, например, кожи. Бумагу смачивали для лучшего окрашивания и прижимали к клише. После этого лист высушивали.

Этот метод гравировки назывался обрезным и скоро ему на смену пришел метод гравировки по меди. Историк Вазарий утверждает, что его изобрел итальянский ювелир Финигуэрра, изготавливавший черненые украшения. По его версии, на вновь сделанное украшение было положено выстиранное белье, на котором и отпечаталось изображение.  

Техника печати с медных клише.  На хорошо отполированную и выровненную пластину режущим стальным инструментом или иглой наносится рисунок. Для лучшего визуального восприятия перед нанесением изображения пластину покрывают сажей. Потом, по окончании работ, сажу тщательно смывают, а полученные углубления наполняют краской. Влажную бумагу прикладывают  к оттиску и пропускают через специальный пресс.  Далее, если художник недоволен полученным оттиском, вносятся изменения в рисунок, опять выполняется оттиск, и т.д. Работа гравера трудоемка, требует не только художественного таланта, но и мастерства – ведь ошибку исправить очень сложно!  У одной гравюры может быть несколько различающихся между собой пробных оттисков. Современные собиратели гравюр с особенным удовольствием  коллекционируют именно первые оттиски, которые часто украшают «барбы» - заусенцы медной поверхности, остающиеся после резки.  

На текущей момент первой книгой, иллюстрированной подобным образом, считается «Еl monte sancto di Dio», выпущенная во Флоренции в 1477 г. Предположительно, автором иллюстраций является Боттичелли.  

В конце XV в. Шонгауэр усовершенствовал технику гравировки, одним из его учеников был Альбрехт Дюрер. Еще один из известных граверов того времени – Раймонди, который не только сам рисовал превосходные картины, но и не гнушался делать подделки под более известных мастеров.

А. Дюрер «Прогулка»Признанным мастером гравюры считается Альбрехт Дюрер. Его отец был ювелиром, а крестный – печатником.  Поэтому неудивительно, что к приемам рисования, используемым до него в гравюрах, он добавил ювелирные техники, которым обучался у отца с детских лет.  Он пользовался как медными, так и деревянными клише. Но метод гравировки по меди ему нравился больше, поскольку полученный результат зависел только от его мастерства, а не от мастерства исполнителя-резчика. Безусловно, работы, выполненные подобным образом, стоили гораздо дороже, чем выполненные в ксилографии, зато предоставляли широкие эстетические возможности.  Основными заказчиками этих гравюр были состоятельные люди, работы выполнялись не только на традиционно религиозные, но и на бытовые и мифологические сюжеты, отличались изяществом исполнения. Одной из самых известных работ является «Прогулка» (справа). В 1497-м году Дюрер создал цикл гравюр на меди, которые являются иллюстрацией к последней книги Библии – “Откровение святого Иоанна Богослова”.  Именно работы Дюрера возвели гравирование в ранг изобразительного искусства.  

Примерно, в это же время произошло дальнейшее усовершенствование методов гравирования – был изобретен офорт. Автор этого изобретения доподлинно неизвестен, но Дюрер этот метод уже использовал. Суть метода такова.

На медный лист наносится специальный лак, потом проходит процесс копчения. На полученную сажу переносится изображение, которое специальным инструментом процарапывается  до поверхности металла. В случае ошибки достаточно всего лишь повторно нанести на испорченный участок лак. Далее, доску погружают в азотную кислоту, благодаря защите лака, лист протравливается лишь там, где нанесен рисунок.  Вот и все, осталось лишь снять с поверхности лак. Но процесс не так прост – мастер должен иметь необходимые познания о концентрации кислоты и длительности процесса травления, о пропорциях компонентов защитного слоя. С офортами работали такие классики, как Ван Эйк,  Рембрандт.

В XVII веке фон Зиген придумал новый метод гравирования - меццо-тинто, позволяющий получить плавные оттеночные переходы. Этим методом пользуются при создании портретных работ, в основном, состоятельных людей. Суть его в том, что вместо поверхность медного листа не полируют, а, наоборот, искусственным образом делают шероховатой. После нанесения изображения полутона получают избирательным шлифованием. Это очень трудоемкий процесс, но позволяет добиться большой реалистичности.

Методом гравировки на меди пользовались издатели географических карт. Примером могут служить сохранившиеся образцы карт России, составленные европейцами Брюсом, Исааком Массой (XVII в.), Мейером (XVIII в.), Меркатором  (XVI в.), Дженкинсоном (XVI в.)

В самой России гравирование на медных формах появилось в начале XVIII в. во времена Петровских реформ в церковно-славянском и гражданском книгопечатании.