Доспехи о-ёрой

Доспехи самурая. Старинная гравюраНа смену танко и кейко пришли новые доспехи, названные кодзан-до.  Они относятся к ламиллярному  - производимому из связанных между собой пластин (кодзанэ) – виду   доспехов. Предназначались главным образом для верховых лучников.  Появились в период  эпохи Хэйан (переводится как мир, согласие), длившегося  8 - 12 в. н.э. – во время расцвета живописи, поэзии, музыки. Именно поэтому доспехи данного исторического периода отличаются интересными конструктивными находками, красотой и яркостью. Самураи стали называть их ёрой (по-японски «доспех»), а впоследствии – о-ёрой («большой доспех»).  О-ёрой  не «выходил из моды» более 5 веков. Примечательно, что,  даже потеряв свою актуальность с появлением огнестрельного оружия, он не исчез, а перешел в разряд парадных.

О-ёрой состоял из четырех частей: блоки пластин, прикрывающие грудь, спину, левый бок  (эти 3 части были скреплены между собой, назывались кусадзури), и вайдате – защищающая правый бок часть. Поверх них располагались наплечники (о-садэ), которые,  в отличие от европейских доспехов, не сковывали движения воина, смещаясь назад при стрельбе, и принимали исходное положение, когда владелец опускал руки.  Не стоит думать, что во время стрельбы подмышки не были защищены – для этого случая были предусмотрены специальные элементы доспеха. Все металлические пластины прикрывались выделанной кожей, исключая возможность зацепления лука о доспех при стрельбе.

Нижнюю часть тела и бедра защищала цельнокованая юбка, поверх которой находились 4 трапециевидные пластины. Обувь отделывалась медвежьим мехом.

Как самурай одевал доспех

Процесс облачения в доспехи был весьма сложным и требовал наличия помощника.

Вначале следовало одеть: набедренную повязку, длинную рубаху, закрепить ее поясом. Далее следовали штаны, перчатки и особая куртка хитатарэ. Хитатарэ шилась из парчи, ее рукава специальным образом крепилась к кисти, не давая «задираться» во время боя. Следующий этап – набедренники, поножи, обувь.  Далее следовали панцирные рукава, вайдате, кусадзури, о-содэ. Их следовало очень крепко закрепить, для равномерного распределения веса доспехов. Поверх повязывался пояс, к которому подвешивали мечи (васидзаси, следом тати) и кинжалы (танто).  Колчан также крепился у пояса специальным шнуром. Завершала наряд  защитная маска кабуто. Защитная накидка хоро, развеваясь при скачке, служила весьма неплохим щитом от стрел, летящих в спину.

Соединительные шнуры

Сначала их изготавливали из кожи (кава-одоси), потом из крашеного шелка (ито-одоси). Процесс шнуровки о-ёрой  был достаточно сложным и  четко регламентированным. Цвет шнуровки и узоры символизировали клановую принадлежность хозяина.  Наиболее популярным был красный цвет (ака) , белый же демонстрировал желание воина погибнуть в бою. Вместе с ними имели хождение оранжевые, малиновые, черные, синие, зеленые, желтые, коричневые и фиолетовые шнуровки.  Характер плетения доспеха характеризовал социальный статус хозяина – по принципу – чем туже и искуснее был зашнурован доспех, тем более высокий ранг имел его хозяин. Полное название доспеха включало в себя цвет шнуров, материал, из которого они изготовлены, тип плетения и тип доспеха.